Как вам известно, 6 октября текущего года Президент Касым-Жомарт Токаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия коррупции». Поправки предполагают создание в субъектах квазигосударственного сектора антикоррупционных комплаенс-служб, ответственных за соблюдение корпоративных стандартов добропорядочного и этичного поведения, как сотрудников организации, так и ее контрагентов.

Система антикоррупционного комплаенса является одним из эффективных инструментов предотвращения и профилактики коррупции в организациях, но и одновременно сложным и комплексным проектом, требующего длительного планомерного внедрения.

В этой связи, необходимо отметить, что в мировой практике единых подходов и требований по организации данной системы не существует.

В настоящее время разработано большое количество различных международных стандартов, руководств и методических рекомендаций по организации системы контроля в области антикоррупционного комплаенса, на которые могут ориентироваться субъекты квазигосударственного сектора нашей страны. Однако, по мнению многих экспертов, построить действительно эффективную систему антикоррупционного комплаенса поможет, прежде всего, международный стандарт ISO 37001 «Система менеджмента борьбы с взяточничеством», разработанный Международной организацией по стандартизации. Во многом это обусловлено тем, что в стандарте содержатся все базовые элементы антикоррупционного комплаенса, а также представлены подробные инструкции по их интеграции в бизнес-процессы организации.

Позвольте более подробно рассказать о стандарте ISO 37001 и о том, каким образом можно выстроить антикоррупционный комплаенс на его основе.

Стандарт ISO 37001 опубликован в ноябре 2016 года. Работа над его разработкой длилась более 4 лет, были вовлечены более 80 экспертов из 44 стран и использованы лучшие мировые антикоррупционные практики.

Стандарт представляет собой совокупность детальных требований и рекомендации по внедрению, поддержанию и улучшению системы противодействия коррупции в организациях.

Методы, содержащие в стандарте, позволяют эффективно бороться с любыми формами проявления коррупции. И не важно, какая у организации форма собственности, какова численность персонала и масштаб деятельности, а также в какой стране она находится – стандарт помогает соответствовать требованиям и нормам передовых международных практик.

Важно отметить, что в стандарте достаточно подробно определена система антикоррупционного комплаенса, под которой понимается перечень мер и контрольных процедур, направленных на противодействие коррупции и улучшение корпоративной культуры организации.

В целом стандарт включает следующие основные элементы системы антикоррупционного комплаенса.

Во-первых, в стандарте содержатся подробные рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, внедрению контрольных процедур, проверке контрагентов, урегулированию конфликта интересов и проведения внутреннего аудита. При этом важно отметить, что в стандарте содержится важное положение, которое обеспечивает соответствие международному антикоррупционному законодательству – это функциональное подчинение комплаенс-службы высшему руководству.

Во-вторых, в стандарте одним из ключевых элементов системы антикоррупционного комплаенса является реализация принципа «тон сверху». Данный принцип подразумевает активное участие высшего руководства в реализации системы антикоррупционного комплаенса. В стандарте подробно описаны полномочия высшего руководства, которые включают предоставление необходимых ресурсов и полномочий сотрудникам комплаенс-службы, демонстрация нулевой толерантности к коррупции, мониторинг и оценка эффективности системы антикоррупционного комплаенса.

В-третьих, наряду с проверкой контрагентов в международном стандарте описана процедура проверки кандидата при приеме на работу или сотрудника при его переводе, так как подобные действия связаны с наличием повышенных коррупционных рисков, в том числе риска возникновения конфликта интересов.

В-четвертых, стандарт содержит подробные процедуры в части внедрения контрольных процедур в таких направлениях деятельности организации, как дарение и получение подарков, организация представительских мероприятий, участие в благотворительных и спонсорских проектах.

В-пятых, в стандарте содержатся положения о внедрении в организации каналов информирования сотрудниками о возможных фактах коррупции и неэтичного поведения, а также о процедуре расследовании и принятии мер в отношении коррупции.

Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий перечень антикоррупционных мер, содержащихся в стандарте. Организации должны помнить, что каждая принятая мера должна быть обоснована и соответствовать характеру и уровню коррупционных рисков, с которыми она сталкивается.

В целом построение системы антикоррупционного комплаенса на основе стандарта ISO 37001 состоит, как правило, из следующих основных этапов:
1. Анализ существующей системы управления и разработка антикоррупционной политики организации.
2. Разработка документации, касающейся контекста и рисков организации.
3. Разработка документированных процедур.
4. Разработка политик, процедур, руководств и корректировка бизнес-процессов.
5. Проведение внутренних аудитов.
6. Прохождение сертификационного аудита.

Весомым аргументом в пользу внедрения стандарта является то, что успешное прохождение международного сертификационного аудита будет являться дополнительным доказательством эффективного внедрения организацией системы антикоррупционного комплаенса.

Вместе с тем, хотел бы обратить внимание на то, что сегодня на рынке услуг по сертификации систем менеджмента присутствуют как аккредитованные органы по сертификации, так и неаккредитованные. И здесь организациям очень важно при выборе органа по сертификации проверить наличие у него аккредитации, так как сертификат, полученный от не аккредитованного органа, не будет признаваться в других странах.

На сегодняшний день, Академия государственного управления является первой государственной организацией в стране, прошедшей сертификационный аудит на соответствие своей системы менеджмента противодействия коррупции требованиям стандарта ISO 37001.

В планах Академии – масштабированию системы антикоррупционного менеджмента на другие организации в стране на основе практического опыта и имеющихся знаний в этой области. На сегодня Академия располагает значительным интеллектуальным потенциалом – это 20 специалистов по внедрению и 30 ведущих аудиторов по ISO 37001, которые получили квалификацию от международного органа по сертификации персонала.

Кроме того имеется необходимый методологический инструментарий и развитые деловые связи с международными консультантами и органами по сертификации. Все это вкупе позволяет на достаточно высоком уровне оказывать услуги по внедрению и разработке системы антикоррупционного комплаенса.

Хочу отметить, что в настоящее время Академией уже реализуются несколько проектов по внедрению антикоррупционного комплаенса в соответствии с ISO 37001 в организациях квазигосударственного сектора, а также проводятся учебные курсы по стандарту ISO 37001 и антикоррупционному комплаенсу.

В завершении, хотелось бы сказать, что главное во всей этой работе то, чтобы антикоррупционный комплаенс был действительно работающим механизмом и стал неотъемлемой частью корпоративной культуры организаций. Но для этого необходимо приложить значительные усилия на этапе внедрения, предусмотрев такой механизм, который будет эффективным на протяжении многих лет.

Источник